Intro
Во втором номере «Отклика» две темы: музыка и кино.
Кино и музыка – самые яркие, самые заметные темы для обсуждения в разговоре о современной культуре. Музыка для молодежи это не только способ получить эстетическое удовольствие, но и способ самоидентификации. Вокруг того или иного музыкального стиля концентрируется множество существующих субкультур. Если субкультуры это современное подобие языческих племен, к которым адресовали свою проповедь христианские миссионеры, то музыкальные стили это важнейшая часть словаря этих новых племен.
Евангелие (в
отличие, например, от Корана) это текст, существующий всегда в переводе, ведь
даже греческий оригинал есть пересказ сказанного на
арамейском. Церковь не всегда спешила с переводом Писания на национальные языки.
Но в том, что касается миссионерского использования субкультурной
символики, дело обстоит еще сложнее. Ведь не всегда язык субкультуры, ее семиосфера бесконфликтно адаптируют «слова веры и доброе
учение» (1 Тим 4, 6). Вероятно, есть такие культурные явления, которые
настолько враждебны не только «доброму учению», но и вообще всему доброму и
человеческому, что найти в них какие-либо положительные стороны почти
невозможно. Об этой проблеме применительно к рок-музыке статья «Черный металл и белый металл».
Как бы то ни было, современная культура даже в самых неприглядных проявлениях рассказывает о человеке слишком много важного, чтобы ею пренебрегать. В диалоге между христианством и культурой обеим сторонам есть, чем обогатить друг друга: культура говорит о человеке, Церковь в ответ говорит о Боге. Одновременно с этим культура помогает Церкви точнее выразить христианскую весть. Как сказал Сартр, у каждого в душе дыра размером с Бога. Искусство, будь то кино, музыка или литература, снабжает Церковь рисунком этой дыры, как рентгеновским снимком, необходимым для определения правильного лечения. О том, как по-разному относятся к Богу, а точнее к Его мнимому отсутствию, можно узнать в статье «А-теизм в современной культуре: несколько шагов к пониманию».
Чтобы сделать
что-либо значительное в пространстве современной культуры совсем необязательно
быть атеистом. Хороший пример это группа P.O.D. Дискография группы в
материале «P.O.D. Альбомы 1993-2006 гг.»
Кинематограф это сны человечества. В фильмах изображается не только актуальная реальность, но и желания, мечты, страхи и комплексы современного человека. С культурологической точки зрения кино интересно так же, как сновидения интересны психоаналитику. Это бесценный материал для воссоздания полной картины того, что собой представляют человек и общество.
Общество давно уже не зависит от авторитета Церкви так, как оно зависело в Средние века. Но это не означает, что культура смогла вырезать из себя все христианское, как хирург вырезает из тела омертвевший орган. В теле европейской культуры христианство скорее можно уподобить крови или лимфе, некой животворной жидкости, всегда присутствующей в организме. Отделаться от нее, удалить, вырезать невозможно. Поэтому, как ни далеко от христианской религии современное искусство, евангельские аллюзии, ассоциации, реминисценции возникают в нем весьма часто. Кино, как самый символический вид искусства, работающий с глубинными слоями психики, не исключение. Некоторые фильмы, не сказав ни слова о Христе, так сильно и достоверно утверждают христианское понимание добра, любви, человечности, что их вполне можно использовать как иллюстрации для нравственного богословия. В списке фильмов, озаглавленном «Каннский кинофестиваль: призы экуменического жюри (1974-2007)», наверное, не все фильмы относятся к числу таких ценных культурных объектов. Перечень кинокартин, отмеченных христианским жюри, полезен не только в качестве исторического свидетельства о вкусах жюри и фестивальной конъюнктуре. Это своего рода гид по хорошему кинематографу, профессиональная рекомендация для тех, кто ждет от фильмов не одного приятного времяпровождения, но и тем для размышления.
Одной из таких
тем, почти всегда появляющейся в драматических сюжетах, является тема
нравственного выбора между добром и злом, или, говоря на языке Библии, между
грехом и праведностью. Чтобы точно прочесть текст таких сюжетов, необходимо
предварительно разобраться в базовых понятиях. Что есть добро и, что есть грех
в мире, который моделирует кинорежиссер? Всегда ли эти
понятия совпадают с общепринятыми и с теми, что проповедует Церковь?
Рассуждения об этом на примере одного из самых известных фильмов Ларса фон
Триера в статье ««Рассекая волны»:
казуистика в мелодраме».
Дмитрий Филиппов